Первый раз в Болгарию — 2011

pomorie-veiw-2000x1500

Первый раз в Болгарию.

Маршрут : Хмельницкий-Сучава-Сирет-Бухарест-Русе-Варна-Поморие.Поморие-Варна- Балчик-Дуранкулак-Константа-Сучава- Хмельницкий.

Просмотреть увеличенную карту

Хочу рассказать о нашем  опыте самостоятельного путешествия к морю. Наш состав двое взрослых мама (я) штурман, папа — ( единственный водитель) и  двое детей (два и восемь лет)Машина ВАЗ 21099  с небольшим пробегом около 50 тыс. км.Продолжительность 17 дней.  С 10 июня по  27 июня. И так начнем. Идея поездки родилась после прочтения многих форумов. Подумав  немного и  откинув все страхи, мы решили попробовать. Из работающих  один муж , я в декретном отпуске , а значит отпуск должен быть бюджетным. Забегая вперед, скажу, что по сравнению с Крымом, где мы отдыхали каждое лето,  отпуск был более чем бюджетный.

Готовиться к поездке  мы начали еще зимой. Для начала нужно было определиться с местом отдыха.  Прочитав отзывы  путешественников,  выбор сделан в пользу  Болгарии. Как говорят в народе : «курица не птица , Болгария не заграница», и нет проблем с языковым барьером.   Отпуск всего две недели и запланирован на июнь  месяц, а это еще не сезон (сезон начинается с 15 июля). Выбор пал на Поморие.  Солнечный берег или Золотые пески отпали сразу это  большие  курортные города с ночным шумом дискотек , а нам нужен отдых поспокойнее  чтобы подходил для детей .  Город находится ближе к югу, значит теплее. Он  не большой  , делится на старый город и новый город. В старом  городе преимущественно частный сектор, в новом  отели.

На  сайтах  мы  начали поиск жилья, написали много писем  и получили  ответы.  Но постоянно возникало  чувство  неопределенности. То не напишут расстояние  до моря, то нет кухни,  а ее наличие необходимо для  готовки еды детям, ну и много разных нюансов.Еще немного поискав в  интернете, принимаем решение,  ехать и на месте искать жилье. Изучив карту  , мне приглянулась старая часть города , ближе к набережной.

Визы делали  через турагентство по  55 евро с взрослого и дети   15 евро. Если делать через консульство в Киеве (35 евро –взрослые и дети бесплатно, с 2013 года визы в Болгарию только через визовый центр).Съездить два раза в Киев ( подать документы и забрать ) почти  те сами расходы ,что и через турагентство. «Зеленую карту» и страховки покупали сразу, на этом экономить не надо. Сумма за все страховки составила 600 грн. 60(евр)

Подготовка машины.

Сервис обязательно , диагностика ходовой , аккумулятора и т.д. Поменял лампочки фар на +30 ,купил запасных для фар и фонарей , огнетушитель ,знак аварийной остановки ,жилетку  водителя, аптечку(так все и катается в багажнике, никто  не спрашивал).На машине тонировка стекол (прикупил лезвий, думаю на границе буду снимать тонировку ) ,скажу что на туристов внимания не обращают. Навигатор купили китайский «Pioneer» и закачали программу Igo 8 с картами Болгарии , Румынии.  Программу и карты закачали сразу у продавца навигатора. При установке программы, надо обратить внимание на установки «POI»(в картах, сервис) ,это координаты заправок ,автосервисов ,ресторанов и достопримечательностей и т.д. Если правильно закачать ,то выдает информацию с точностью до метра.

Сборы в дорогу начались за несколько дней. Я собрала нужную аптечку,учитывая все нюансы,  она получилась не маленькой.  В дальнейшем  практика показала,  я ошибалась.  Много читала о качестве болгарских лекарств, но  для первой поездки  была морально не готова  к  экспериментам.  В машину для детей  у нас был маленький телевизор, работающий от прикуривателя и розетки на 220.  мы выбрали диски с мультиками и фильмами.  Две детские подушки и одеяльце,  чтобы детям было комфортно в дороге. Прикупили плавательных средств, круги , жилетки, матрас надувной, еще зонт, коврик пляжный,  крема от загара. Собрала детскую сумку с игрушками, учитывая пляжный отдых надо было ведерко с лопаткой ( и для детей было важно везти его из дома  и всю дорогу об этом говорить), На обратной дороге таких сумочек было три!!!Собрала небольшой запас продуктов на первые дни. В дорогу купили овощи, фрукты, сделала бутерброды, отбивные, термос с кипятком, кофе чай, сахар, супы быстрого приготовления, для детей  печенье соки.Сумки чемоданы собраны, ждем главу семейства и в путь.

И так старт назначен на пятницу вечером после роботы.  Принимаем   решение  ехать  ночью,  что бы дети  большую часть  дороги спали и не сильно устали.

Пришел с работы в 18.00 ,покушал, принял душ и за руль. Не делайте так, перед дорогой надо хорошо отдохнуть.

Выехали в  семь вечера, а на границе были в двенадцать ночи.  Перед границей залили полный бак бензина, потом пожалели , его качество было плохое , машина работала хуже и на границе глохла. Такую самую картину мы наблюдали и у других.

Заправляться надо километров за пятьдесят от границы.

Обе таможни  прошли за полтора часа. Есть один нюанс, на румынской границе несколько полос,  для машин Евро союза и дипломатов это  крайний левый ряд. Оказывается для транзитных туристов тоже можно. Нам надо было перестроиться в него, но нас насторожило  отсутствие  в нем какого либо транспорта, и мы стали в общий ряд  с румынскими челноками , а они везут товар и досмотр  у них по полной .  Вот и потеряли кучу времен, а когда  увидели   что несколько машин проехали  мы тут же перестроились .Ни у одной из сторон  лишних вопросов не было, отметили  паспорта открыли багажник и счастливого пути .

На границе холод был собачий , а я передние стекла опустил( читал на форумах ,что тонировку не видно),дети на заднем сиденье под одеялом сидели. А можно было просто включить свет в салоне и проблема темных стекол отпадает. Но никто на границе, ни нашей,  ни на  румынской, не обратил на мои стекла внимания.

Здесь же   на  границе мы оплатили ровиньетку  три евро на семь дней транзита.За границей мы уже были, но машиной едем впервые. Чувства были смешанные  ночь, чужая страна, новые дорожные знаки, всю ночь  моросил дождь. Вроде бы все как везде, но что- то не то. О сне даже и не думалось, как рукой сняло. Но через час езды мы адаптировались и ехали как дома,  при этом соблюдая все правила. Где то за Сучавой  нас остановила полиция,  проверили права, наличие ровиньетки,  наши паспорта, открыли заднюю дверь,  увидели спящих детей,  затем багажник, там сверху на сумках лежало  детское автокресло, ну думаем сейчас  будут проблемы, почему дети не в них, но на удивление обошлось.  На  ломаном русском языке спросили, откуда и куда пожелали счастливой дороги и отпустили. Пока стояли, мы заметили,  что  останавливали  они все машины подряд. Это был единственный случай, когда нас остановила полиция.Где то около шести утра мы решили немного вздремнуть. Остановились на парковке возле  гостиницы у дороги. Поспали  два часа, проснулись, попили кофе и снова в путь, дети еще спали.  Проезжая небольшой городок  муж снял с банкомата  немного  леи  румынских денег.

Деньги .

Брали  наличку и карточку Visa (гривна-евро).Рассчитывались карточкой на  заправках и  супермаркетах  в Румынии и Болгарии .Не возникает проблем с поиском обмена  валюты .

Проезжая всю Румынию погода была скверной, часто моросил дождик, дул сильный ветер,  температура была не больше 17 градусов.Поэтому частых остановок не делали, и только ближе к болгарской границе  погода наладилась. Бухарест объезжали по объездной. Этот участок был  самой плохой дорогой за всю Румынию.  Покрытие не очень,  большой трафик, много фур, вместо обочины бордюры,  обогнать  сложно. Вот и тянулись по ней  больше часа.

Объездная. Это отдельная тема .Светофоров на перекрестках нет, одни знаки «STOP». Перекрестков много. Увидел цыган на обочине продающих всякую дребедень, на всякий случай поднял стекла. Проезжал перекрестки по методике «посмотрел на лево , посмотрел на право и быстренько проскочил».Была суббота и много горожан выезжают с города , отсюда и пробки.

Хочу сказать  про дороги Румынии, они отличные, четыре полосы, хорошее покрытие,  нет обочин, но есть карманы (стоянки),  по мере приближения  к ним стоят  предупреждающий знаки. Все вроде бы прекрасно, но ограничение скорости 50 км/ч  в населенных пунктах  не дает возможности разогнаться, так как  села расположены  приблизительно  в паре километров  друг от друга.  А  полицейских с радарами встречали очень часто ,  не смотря на субботу.DSCN0121DSCN0119

Ближе к обеду мы были на болгарской границе (Русе).  За мост через Дунай заплатили  на румынской стороне 9 лей.  Прохождение двух границ заняло приблизительно  сорок минут.  За болгарскую виньетку заплатили  14 евро за две недели.И поехали дальше, к морю. До Варны ехать было легко, машин мало,  населенных пунктов практически нет, покрытие немного хуже румынских дорог, но лучше наших.  Заправлялись один раз бензин немного  дороже (приблизительно гривен 15) , правда качество лучше. Несколько раз останавливались , давая детям побегать и себе отдохнуть. Варну проехали быстро , нигде не блудили , благо навигатору.  А вообще нас он ни разу   не подвел  всю дорогу ехали по запланированному маршруту .  После Обзора и до Солнечного берега  начались серпантины , детей укачало.DSCN0199

mag(4)Поморие (фото с интернета)

pomorie-veiw-2000x1500Поморие (фото с интернета)

В Поморие мы приехали  вечером начало восьмого. Поиски жилья заняли полчаса, это еще не сезон  и вывесок о сдаче  жилья не было. Мы смотрели на понравившийся нам                      дом подходили и спрашивали. В результате нашли квартиру недалеко от моря метров 100-150. Одна большая комната, отдельно  кухня, с душевой кабинкой и  двумя балконами. В       комнате кондиционер, телевизор, одна большая кровать  и две полуторки, шкаф,  комод,  холодильник. В кухне кухонный уголок,  газ плитка,  кровать, шкаф и мягкий уголок.               На кухне есть  необходимая посуда.  Номер нам очень понравился, единственное смущал третий этаж. Но позже мы это оценили. С него открывался вид на море,  и утром  мы слышали крики чаек.

DSCN0137Вид с нашего окна

За номер в сутки попросили 50 левов, это приблизительно 25 евро.  Выгрузив вещи из машины, мы приняли душ и отправились в кафе поужинать. Хозяйка дома Васелина  проводила нас в ближайшее кафе , рекомендовала его нам как недорогое  и  с вкусной едой . Зная, что порции в Болгарии очень большие, мы заказали всего по не многу, два первых(после дороги хотелось супа),  один салат  два вторых,  хлебные лепешки, сок и сто грамм ракии . Счет нас удивил  было около 7 евро.

поморие пляжпоморие пляж

Мы уже  знали, что будет не дорого, но не настолько.  Спать  легли  около одиннадцати. Руки ноги голова все гудело от усталости.  Еще бы сутки  в дороге, еще и ночь, и чужая страна, постоянное напряжение.В воскресенье начался наш первый день отдыха.   Каждое утро, давая детям  выспаться, мы не спеша  завтракали и уходили на пляж. Затем  в жару  уходили на обед  и сон, и после сна   до вечера опять шли к морю.

Завтрак я готовила сама,  на обед мы ходили в кафе, ели супы пелешка( это куриный суп  с мясом и вермишелью), очень понравился нашим детям  они только его  и ели, для себя мы брали каждый раз разные, хотели попробовать  все. Супы стоили  от 1,96 лева до 2,2.  Еще  всегда салаты и пиво, соки. Обед обходился нам от 7 до 15 лева. Причем все всегда было свежее и вкусное. Ужинали мы  дома, или  в кафе, в зависимости от настроения и планов на вечер.И так почти каждый день.  Но иногда были исключения.Хочу сказать несколько слов о болгарской кухне. Болгария это страна здоровой  еды.  Нам она  понравилась,  первые блюда  как домашние. Большой ассортимент мясных блюд, овощи, особенно болгарский перец (чушки), это сказка. Его фаршируют и брынзой, и мясо , и сыром, грилят, тушат, запекают. Теперь я понимаю, почему его называют болгарским. Много разной вкусной выпечки, это блинчики (паланички), пончики(понички), их подают с шоколадом, джемами и всевозможными наполнителями,  все это  посыпают пудрой, объедение.  Молочная продукция это что-то особенное. Сыры (кашкавал), брынза (сирене), кефир (кисло мляко)   в него добавляют две бактерии. Одна из них впоследствии была названа Lactobacillus bulgaricus, а другая — Streptococcus Thermophillus. Эти две бактерии и есть основа болгарского кислого молока. Нам рассказывала Васелина, что   болгары,  пьют его каждый день для укрепления иммунитета.  Я тоже каждый день покупала  его, и каждый раз разное.   Часто мы ели пиццу,  один кусок 2 лева, целая 10  .Понравилось то , что все   продукты натуральные,  вкусные и недорогие.DSCN0293

Поморие.

Жилье:

Стаи(комната),студия(комната с кухонным уголком),апартаменты (квартира ).Такие объявление висят почти на каждой калитке, так что найти жилье не проблема.Парковка возле дома бесплатная. Помыть машину можно тут же, никто не возражает. Проблем с воровством нет! Пару раз забывал закрыть машину, утром прихожу все на месте.Знакомый отдыхал в этом городе, припарковался в городе в неположенном месте и ушел гулять ( ну как у нас это делается),приходит а машины нет. Прибегает в полицию: «машину украли»,а ему говорят: «Машина стояла в неположенном месте , уплатите штраф и заберите с штраф стоянки».Гулять по городу вечером можно спокойно и если оглянуться то можно увидеть машину полиции или жандармерии, которые наблюдают за порядком в городе.  Самое главное не видел пьяных,  хотя ресторанов  и кафе предостаточно.

В центре города много игровых площадок для детей, есть бесплатные, есть платные машинки, они стоят возле магазинов, садишь  ребенка бросаешь  монетку и все довольны .

DSCN0262DSCN0268 На центральной улице много уличных музыкантов , артистов. В центре расположено здание развития творчества, там проходят разные конкурсы и выступления коллективов .В период нашего отпуска проходил конкурс хорового пения , конкурсанты с Украины, России , Румынии , Белоруссии , Болгарии.DSCN0245

Поморие это старинный рыбацкий город.  С левой стороны  расположен  городской пляж, а   с правой  причал для яхт и рыбацких лодок.

Песок на пляже  тёмный из-за высокого содержания железа, пляжи широкие ,чистые ,каждое утро убирают. . Водные скутера , лодки, катаются в метрах сто от берега в специальной полосе что обеспечивает безопасность отдыхающих. Спасатели работают до шести вечера, целый день бегают и свистят на туристов, которые так и норовят поплавать за буйками.

DSCN0314На пляже много русских,  украинцев ,  белорусов,  румын, еще  встречались поляки и чехи, но их очень мало. Языкового барьера при общении нет, болгарский язык понятен ,если они разговаривают медленно , можно смотреть их телевиденье и даже читать газеты. А вот некоторые название магазинов вызывают веселье,например: «Кикимора» ,это модный  магазин для женщин.

DSCN0345Обслуживание в магазинах вызывает восхищение, если родители зашли и выбирают покупку то продавцы будут играть с вашими детьми ,дарить какие-то мелочи ,главное чтоб дети вас не отвлекали .Отношение  к детям пример для подражания, никто не кричит, не ругает.

В один с дней играя с детьми на море , я потянул младшему сыну ручку. Ребенок плачет , рукой пошевелить не может ,я в шоке , жена в шоке. Собираюсь ехать в больницу (страховки есть) .  Это случилось в субботу вечером , как работают  медицинские  заведения мы не знаем. Подошла хозяйка , рассказали что случилось , она говорит, подождите и ушла куда-то. Приходит, и  говорит, берите ребенка идем , по дороге узнаем что идем к человеку который всю жизнь проработал тренером  по борьбе. Приходим , сидит такой добрый дядька , взял ребенка две-три манипуляции руками и все говорит, можете идти, завтра ручка уже болеть не будет.   Мы хотели отблагодарить его, но наша хозяйка сказала, что кроме шоколадки он ничего не возьмет. За всю нашу поездку были разные случаи , и всегда   нам попадались добрые и отзывчивые люди.

Как в любом туристическом городе  много сувенирных лавок,  магазинов с игрушками, пройти мимо  с ребенком  и ничего не купить, сложно.В этом маленьком курортном городке есть свои достопримечательности.Одной из главных  является действующий мужской монастырь Святого Георгия Победоносца, Церковь Преображения Господня еще одна святыня, построенная в 1763—1764 годах,(она расположена у самого берега),  храм Рождества Пресвятой Богородицы,  музей соли. Поморие является национальным морским бальнеологическим центром, он известный своими уникальными лечебными грязями. Именно благодаря лечебным грязям и озерам, Поморие сегодня сильно  популярен у туристов.  За городом находится  интереснейшая фракийская гробница IIIв.

Два раза мы съездили  в Бургас в супермаркеты. До него всего 10 км.  Васелина  — наша хозяйка  давала нам свою дисконтную карточку для скидки, и мы сделали  хорошие покупки.  Болгарские цены нас радовали. Детям  покупали одежду, обувь. Для старшего сына много вещей  взяли. К первому сентябрю  он был одет. Младшему больше из солидарности. Ну  и себя тоже побаловали обновками. Когда дома мы сравнили с нашими ценами, то поняли,  что половину  денег сэкономили.Домой мы  купили вино, сыр, сладости (лукум, конфеты),  болгарскую косметику из розы,  варенье из розы,  сувениры в подарок, магнитики,  пиво и  конечно ракию.DSCN0198

Один раз мы свозили детей в аквапарк в Солнечный берег. Ехали  во второй половине дне, после обеденного сна. Было очень жарко, и я не хотела,    чтобы дети целый день жарились на солнце.  Аквапарк всем понравился, были горки разной сложности и для детей и взрослых, даже мини зоопарк был.  Входные билеты 38 лев на целый день, и 19лев на пол  -  дня для взрослого, и 28 лев и 14 лев детские. В прошлом году в Крыму в  аквапарке сума была больше.

DSCN0148Мы посетили  Несебр .  Старая часть города расположена  на маленьком полуострове, связанном  узким перешейком длиной около 400 метров. Город Несебр — один из старейших городов Европы с населением около 10 000 жителей. Он  включен в список мирового наследия Юнеско.  DSCN0150

Несебр набережная

DSCN0179     Нам он понравился, мы смотрели его долго, А как  иначе,  везде полно сувенирных   лавок для туристов, и с детьми пройти мимо очень сложно, сразу купи, хочу.   Пообедали мы в ресторанчике, на набережной. Заказали супы пелешко с хлебными лепешками, салаты и  большую сковороду тушеных  овощей с мясным ассорти, соки, воду.Обед обошелся около 15 евро. Не дорого  учитывая  туристическое место.

DSCN0172DSCN0162DSCN0164DSCN0173
Отпуск подходил к концу, и мы  начали разрабатывать новый  маршрут. Ехать одним рывком  целые  сутки  тяжело. Решили  проехать по всему побережью, и заодно посмотреть его.С вечера собрали сумки и некоторые сложили в машину. Вещей стало много. Старт запланировали на  семь утра. Рано утром дети еще спят, я собираю остальные вещи, готовлю завтрак. Приходит муж и говорит, что машина не заводится. Вчера  не выключил фары, сел акумулятор.  Он открыл капот и несколько проезжающих машин остановились, буквально все предлагали помощь.  Немного подзарядив, уже не глушил  мотор, и сборы  пришлось ускорить. Попрощавшись с хозяевами, едем. Учитывая сложившееся  обстоятельства  обзор побережья был из окон машины.  Боясь глушить мотор, доехали до Балчика.  Нашли номер за 55 левов на четверых взрослых с завтраком, и  подземным паркингом. Но паркингом мы не  воспользовались, он расположен под гостиницей, и съезд туда под уклоном, а  если машина  опять не заведется, вытолкать ее мы не сможем. И оставили машину под окнами  гостиницы. До моря было близко метров 50,  но мы не купались, было холодно, изредка моросил дождик.

DSCN0358DSCN0369Город нам понравился, небольшой, расположен на склоне гор,  а пляжа нет.  Вся набережная  заложена бетонными конструкциями от шторма. Мы прогулялись вдоль берега больше километра, но другого пляжа не нашли.  Правда нашли пару маленьких пляжей ,и то  платные.Там  столько много людей, не то что  лечь, но и стоять негде (несмотря на плохую погоду). Сравнивая с Поморием,  скажу, чем южнее, тем лучше  лично  для меня. Пляжи широкие, песочные,  что важно для отдыха с детьми, море теплее, а цены ниже на все, на продукты, на одежду. Наш вывод такой, Балчик надо посетить. Что бы посмотреть город хватит пару дней.  А посмотреть есть на что.  Дворец королевы Марии, ботанический сад, музеи, церкви.DSCN0378

DSCN0390Вечером в городе мы увидели  международный детский фестиваль.  Все дети были одеты в свои национальные костюмы.DSCN0403

Утром после завтрака  мы  едем домой. По дороге заехали в супермаркет  прикупили продуктов в дорогу, а на оставшиеся левы заправились. Границу проходили в Дуранкулак, таможня  маленькая,машин мало, попутных и встречных почти не было.  Закралась мысль, что не туда едем. Подъезжаем и видим пару легковых  и три  автобуса  с туристами,  в итоге на прохождение таможни ушло два часа.

DSCN0429Затем едем через Константу, в ней немного заблудились, навигатор говорил о повороте, но его просто не было, решаем ехать по указателям, их в Румынии достаточно. В итоге выезжаем немного в другом направлении,  через  Гыршова, Бузеу и на  Сирет,   но вообще маршрутом остались довольны.  Населенных пунктов было мало,  машин тоже.   Всю дорогу моросил дождь, дул сильный ветер, похолодало. Останавливались мало.На границе  опять засада, много машин,   прошли  за два часа  часов.  Всю дорогу на Украине был сильный ливень,  видимость дороги ограничена, ехали медленно.

Дома были в три часа ночи.

Выводы. Для первого раза мы остались довольны, приобрели опыт путешественников,  и поняли что эта поездка первая, но не последняя.

Болгария прекрасная страна для отдыха.  Теплое море, вкусная и не дорогая еда,  хорошее вино, отзывчивые люди.

Итог. Потратили  жилье 350 евр(17 дней), на бензин 230 евро,  оплата дорог (винетки мосты) 25 евро. Остальные деньги  на еду,  покупки, и прочие.